5a09bb7710318d0a

Красивейшие готические замки Европы: характерные черты и примеры

Конструктивные особенности зданий готического стиля

Готику невозможно имитировать с помощью облицовочных материалов и отделочных работ. Это направление архитектуры выражено в самой конструкции строений, сообщающей им грациозный и одновременно величественный вид. Все они имеют одну особенность: снаружи выглядят значительно меньшими, чем внутри.

Основа таких зданий – каркас, состоящий из специальных «ребер» – нервюр, контрфорсов, аркбутанов. Это основные элементы конструкции, применение которых помогает снизить нагрузку на стены и правильно ее распределить. Это позволило выстраивать максимально широкие оконные проемы и высокие своды, использовать в оформлении зданий стеклянные витражи. Благодаря прочному каркасу, удалось существенно снизить вес строений и увеличить их площадь и высоту.

Характерные черты готического стиля

Характерные черты готического стиля

Конструкция готического храма, система нервюр, контрфорсов и аркбутанов

Конструкция готического храма, система нервюр, контрфорсов и аркбутанов

Конструктивные элементы

Конструктивные элементы

Готические архитектурные композиции невозможно перепутать с ансамблями других стилевых направлений. Готика имеет только ей присущие черты: особую экспрессию и динамику, выразительность декоративных элементов. Здания, выстроенные в этом стиле, являются настоящими произведениями искусства, наследием культуры средних веков.

Характерные черты готической архитектуры – устремленные ввысь пикообразные купола и стеллы, высокие своды, широкие стрельчатые арки, массивные колонны. Огромные внутренние пространства соборов и храмов призваны подчеркнуть ничтожность человека перед Богом. Тщательно продуманная конструкция каркаса зданий позволила достичь качественных звуковых эффектов, обеспечивающих слышимость голоса пастыря в самых отдаленных уголках храма.

Готический стиль здания

Готический стиль здания

Типы сводов готических зданий

Готический свод

Готический свод

Нервюры свода в церкви Сан-Франциско в Ассизи

Нервюры свода в церкви Сан-Франциско в Ассизи

Звездчатый свод

Звездчатый свод

Один из основных элементов готических строений – свод. Он состоит из особых деталей каркаса – нервюр, что в переводе означает «жилка» или «ребро». Первым был изобретен крестовый свод, который стал впоследствии основным элементом строений в готическом стиле.  Помимо него, существуют и другие типы сводов:

  • звездчатый;
  • шестигранный;
  • веерный;
  • сетчатый.

Каждый из них является основой купола или арки, представляет собой опорную конструкцию для стен и кровли. По мере развития архитектурного стиля, в каркас сводов стали включать не только массивные нервюры, но и более тонкие и изящные перемычки – тьерсероны и лиерны. Это вспомогательные элементы, наличие которые позволяет формировать криволинейные строения.

Свод с подвеской

Свод с подвеской

Звездчатый свод - фото

Звездчатый свод — фото

Элементы оформления готики

Неизменный атрибут готики – скульптурные композиции. Это неотъемлемые элементы оформления любого католического собора или храма. Скульптуры призваны сообщить пространству одухотворенность и придавать ему особый, религиозный смысл. Для готики характерно украшение зданий скульптурами пророков, ангелов, святых. Зачастую композиции фигур передают смысл религиозных тестов и наставлений. В любом храме присутствуют скульптуры Девы Марии и Христа. Каждый элемент оформления зданий предназначен для воздействия на душу и разум простого человека, вызова у него эмоционального отклика и чувства преклонения перед величием Бога.

Скульптура Кёльнского собора

Скульптура Кёльнского собора

Химеры Нотр Дама

Химеры Нотр Дама

Ранней готике (начало-середина ХII века) присущи более простые и лаконичные черты. Для этих строений характерны широкие порталы для входа в здание, которые закрывались массивными дверями. Начиная с ХIII века при строительстве готических зданий стал использоваться каркасный стиль. С начала XIV века фасады соборов стали украшать лепниной и скульптурными композициями. Причем элементы оформления зачатую располагали по всей высоте стен.

Соборы и храмы нередко перестраивали, поэтому в одном здании можно увидеть черты разных направлений и этапов развития готики. Начиная с XVI века этот стиль архитектуры стал постепенно утрачивать свое былое значение, так как на первый план стали входить барокко и ренессанс.

Гаргулья

Гаргулья

Скульптуры готического собора

Скульптуры готического собора

Считается, что гаргульи служили символом защиты храма, отпугивающим грешников

Считается, что гаргульи служили символом защиты храма, отпугивающим грешников

Помимо скульптур и лепнины, в оформлении зданий готического стиля используют такие элементы декора, как ажурные шатры и порталы. Внутри строений расположены величественные колонны, являющиеся опорными элементами конструкции. Верхние части рядом стоящих колонн образовывают своеобразные шатры или своды, украшенные различными барельефами.

Отличительные признаки

Существующие на определенном историческом этапе стили архитектурных сооружений со временем претерпевают определенные изменения. Так и романский стиль постепенно стал преобразовываться в готический.

замки в готическом стиле

Каковы его основные особенности? Существует семь отличительных признаков готического стиля:

1. Модные и преобладающие цвета — синий, красный и желтый.
2. Стрельчатые линии, образующие свод из двух пересекающихся дуг.
3. Прямоугольная форма здания в плане, переходящие в столбы стрельчатые арки.
4. Веерный свод, сооруженный на опорах. Вместо него иногда встречается кессонный потолок. Залы в таких зданиях длинные и узкие. Либо широкие, с установленными по центру опорами. Потолки в этих помещениях обязательно высокие.
5. Стрельчатые, каркасные, ажурные, каменные, вытянутые вверх арки, а также подчеркнутый скелет всего каркаса.
6. Разноцветные витражные окна. Их форма может быть круглой или вытянутой вверх.
7. Филенчатые дубовые двери и ребристые стрельчатые арки дверных проемов.

Неотъемлемой чертой данного искусства является также наличие скульптур. Мифические существа и мрачные фигуры наиболее часто украшали стены монастырей, храмов и соборов.

Многие средневековые замки Европы выстроены именно в готическом стиле. Это настоящий образец синтеза многих искусств, таких, как:

— архитектура;
— скульптура;
— монументальная живопись;
— декоративно-прикладное искусство.

готические замки средневековья

Соборы в готическом стиле выстраивались на центральных городских площадях, доминируя над окружавшими их двух или трехэтажными домами. Такое расположение особенно характерно для Восточной Европы и Италии.

Первое сооружение готического стиля

По проекту аббата Сугерия была возведена церковь Сен-Дени. Она явилась первым сооружением, построенным в готическом стиле. При возведении этого собора было убрано большое количество внутренних перегородок и опор. В итоге здание приняло грациозный вид, не идущий ни в какое сравнение с романскими крепостями.

средневековые замки европы

Возведенный королевским советником и настоятелем монастыря Сугерием готический собор нес определенную смысловую нагрузку. Он придал величие монастырю, являвшемуся древней усыпальницей французских королей. По словам современников, храм, возведенный Сугерием, стал непрерывным и удивительным светом, который насытил красотой внутренний интерьер. Правящий в те времена Людовик IX повелел поставить заново обновленные надгробия шестнадцати французских монархов. Все это должно было укрепить королевский престиж.

Период зрелой готики

Эпоха высокой готики характеризуется более богатыми композициями, с большим количеством скульптурных, живописных и мозаичных элементов. В зрелом стиле в совершенстве используются каркасные конструкции, поднимающие своды храмов на недосягаемую высоту.

Собор в Реймсе – замечательный пример органичного синтеза зодчества и скульптуры
Собор в Реймсе – замечательный пример органичного синтеза зодчества и скульптуры

Ещё одной особенностью зрелого готического стиля стали каменные перемычки окон в форме розы с расходящимися от центра лучами.

Интерьер Амьенского собора с окном розой
Интерьер Амьенского собора с окном розой

Особенности поздней готики

Этот архитектурный стиль охватывает пространства Англии и южной Европы, где готика получает своеобразный местный колорит. В поздней готике наблюдается переизбыток декоративности:

  • чрезмерное количество скульптур и барельефов;
  • витиеватая скрученность фигурных шпилей;
  • стрельчатые оконные проёмы, с усложненным трафаретом перемычек.

Католический храм Нотр-Дам в центре Руана – яркий пример пламенеющей стилистики
Католический храм Нотр-Дам в центре Руана – яркий пример пламенеющей стилистики

Стены сооружений в невероятном количестве покрывают стрельчатые арки, резные в кружево вимперги, кокетливые статуи в вызывающих позах.

1. Папский дворец в Авиньоне, Франция

Общее описание. Огромный комплекс зданий считается одним из самых больших средневековых готических замков, общая площадь 11 тыс. кв.м. В XIV веке дворец снискал славу самой роскошной резиденции Европы и служил образцом для других дворцовых построек, в оформлении его интерьеров участвовали лучшие мастера своего времени.

Время постройки: 1334-1352 годы

Кто построил? Архитектор Пьер Пуассон был автором первого проекта («Старый дворец»), после постройки здание много раз достраивалось и перестраивалось.


Главный фасад Папского дворца в Авиньёне

Авиньонский дворец является ярчайшим свидетельством смешения готического и романского стилей. Если религиозные готические постройки в XIV веке уже имели сложнейшее декоративное оформление фасада, то жилые здания (резиденции) сохраняли традиционный для средневековья облик военной крепости. Какое-либо украшательство считалось неуместными и даже кощунственным.


Внутреннее пространство дворца в наши дни используется как выставочное пространство

В наши дни интерьеры здания представляют собой мрачное зрелище. Мы видим лишь общие очертания помещений: сводчатые потолки, составные колонны, окна стрельчатой формы . Также известно, что интерьеры имели многочисленные деревянные конструкции с резьбой, а стены украшались фресками (их отдельные фрагменты сохранились).


Сохранились лишь небольшие фрагменты фресок

Наличие настенных росписей не характерно для французской готики, но ведь и строили не французы. Итальянские готические соборы никогда не отказывались от фресок (см. церковь Св. Франциска), поэтому не так удивительно видеть их в папских апартаментах.

После французской революции последовал долгий период разорения этого величественного комплекса. К концу XIX века все деревянные элементы интерьера были разобраны и использованы для строительства конюшен, а большая часть фресок замазана. Сейчас мы можем только гипотетически представлять, красоту внутренних помещений и надеяться на реставрацию в будущем.







2. Замок Мариенбург, Польша

Мариенбург – крупнейший кирпичный замок в Европе, эталон красной готики. Все средневековые постройки из красного кирпича относятся к стилевому направлению «красная готика», подобная архитектура характерна для восточных регионов Европы.

Общее описание. Замок построен в XIII-XIV веках на деньги рыцарского тевтонского ордена и долгое время был главной резиденцией магистра Ордена. Для строительства было использовано почти 5 миллионов кирпичей, а общая площадь всего комплекса зданий занимает 21 гектар. Архитектурный комплекс состоит из массивных стен, нескольких замков внутри (возведённых в разное время) и собора.

Место расположения: приток реки Ногат, город Мальборг, Польша.

Даты постройки: в период 1274-1280 были возведены стены и главная часть замок.

Кто построил? Архитектор неизвестен.

Обратите внимание! В 19 веке в Германии у замка появился тёска, в Ганновере был построен неоготический замок с точно таким же названием. Не стоит их путать!


Фасад готического замка Мариенбург со стороны реки

Как и в предыдущем замке мы видим обычный фасад средневекового военного сооружения. Это не удивительно, ведь Мариенбург и Авеньон – ровесники и близки по стилистике. Стоит отметить, что эти стены не раз успешно отражали самые серьёзные штурмы.


Трапезная в замке Мариенбург

В интерьерах главных помещений замка готическая стилистика видна невооружённым глазом. В первую очередь, это сводчатые потолки, которые поддерживают боковые опоры и колонны. Нельзя сказать, что перед нами какой-то роскошный интерьер, но всё-таки в нём имеется множество деталей: плиточный пол, резные узоры на колоннах и, конечно же, потолочные нервюры, выкрашенные в коричневый цвет.


Внутренняя галерея, открытые готические окна с орнаментом

Для соборной готической архитектуры типичны галереи, которые отделены арками с колоннами, расположенные по внутреннему периметру храма, их называют «клуатры». Замок Мариенбург – первая светская постройка с подобными галереями: как и принято в готике они имеют незастеклённые оконные проёмы, «масверк»оформленные орнаментом .












3. Замок Альбрехтсбург, Германия

Альбрехтсбург – наиболее хорошо сохранившийся средневековый замок, вероятно потому, что он самый молодой в нашем перечне (построен в XV веке) и относится к поздней немецкой готике. Здание, построенное как жилая резиденция, оставалось таковым вплоть до XX века, сейчас в нём располагается главный исторический музей города.

Общее описание. Замок имеет достаточно много уникальных особенностей. Архитектор мог себе позволить полностью отказаться от военных элементов и создавал исключительно жилую резиденцию. Поэтому немцы считают, что это первый «замок-дворец», который положил начало эпохе дворцовой архитектуры, но стоит отметить, что это только немецкий взгляд на мир, в других странах знатоки приведут свои примеры.

Место расположения город Мейсен, Германия, на момент постройки государство Саксония.

Даты постройки: 1471-1500 годы.

Кто построил? Архитектор Арнольд Вестфальский (Arnold von Westfalen) по заказу братьев Веттингов (правители Саксонии).


Главный фасад замка Альбрехтсбург

Фасад – самая скучная часть здания, за всю историю готики фасады частных светских сооружений так и не обрели своих особенностей и стиля (хотя есть некоторые исключения, как например особняк Кёра во Франции), перед нами снова обыкновенная коробка без каких-либо изысков.


Главный зал и декоративный потолок, замок Альбрехтсбург

Интерьеры поражают своим разнообразием и детальной проработкой. Можно однозначно сказать, что архитектор замка обогатил стилевое направление готики и наряду с типичными элементами разработал собственные уникальные. К уникальным деталям можно отнести: сложные многогранные потолочные своды, готическе оконные рамы (саксонские окна, фото см. ниже), орнаментальное оформление потолков в различных помещениях.


Один из роскошных залов, интерьер замка Альбрехтсбург

Готические мастера всегда отличались умением работать со светом. Зал, который мы видим на фото выше, спроектирован таким образом, чтобы от центральных колонн днём не падали тени. Подобного эффекта удалось достичь не только благодаря большим окнам, но и с помощью белого сводчатого потолка, имеющего множество дополнительных граней, они отражают лучи света сразу в нескольких направлениях.


  • Некоторые детали фасада

  • Башня для винтовой лестницы

  • Верхние ступени в лестничной башне
  •  
    Готическое окно в саксонском стиле, замок Альбрехтсбург
    Это первая в истории винтовая лестница с просветом по центру
    В замке много залов и все они не похожи друг на друга
    Нестандартные нервюры готического потолка, Альбрехтсбург
  • Замок Альбрехтсбург

  • Сводчатый потолок с множественными гранями, Замок АльбрехтсбургЗамок Альбрехтсбург

  • Зал с расписным потолком
    Роспись потолка и колонн главного зала, Замок Альбрехтсбург
  •  Замок Альбрехтсбург

  • Капелла (молитвенное место) в замке Альбрехтсбург Готические замки средневековья, светские строения

Несколько первых столетий готика развивалась исключительно как стиль католической архитектуры. Дело в том, что почти все её элементы имеют религиозный смысл и использовать их в жилых домах считалось почти кощунственным. Тем не менее, преимущества каркасной системы в архитектуре были неоспоримы и продолжать возводить здания по устаревшим технологиям казалось просто глупо. Поэтому элементы готики стали постепенно проникать в светскую архитектуру. К сожалению, жилые интерьеры очень недолговечны и часто перестраиваются владельцами, поэтому до наших дней дошли очень немногие постройки.


Главный фасад Папского дворца в Авиньёне

Крупнейшие постройки:

  1. Дворец в Авиньёне , XIV век, Франция, резиденция Папы римского, самая крупная средневековая жилая постройка, интерьеры почти не сохранились;
  2. Замок Консьержери в Париже, замок много раз перестраивался в том числе в стиле готики, большая часть интерьеров была утрачена, но сохранились обширные подземные галереи со сводчатыми потолками и колоннами.
  3. Дворец Кёра в Бурже , Франция, XV век, роскошный дворец резиденция, пример использования элементов готики в жилом здании;
  4. Вестминстерский дворец в Лондоне. Изначально был построен в норманнском стиле, но со временем достраивался и обрёл готический облик, в 19 веке был снова полностью перестроен в стиле перпендикулярной готики (из-за пожара);
  5. Замок Мариенбург , XIII век, Польша, замок из красного кирпича, образец направления «красная готика»;
  6. Колледжи Оксфорда, XIV-XVI вв., Великобритания;
  7. Дворец Дожей в Венеции, 1309-1426 гг., Италия, памятник итальянской готики, резиденция наместников (дожей) Венецианской республики;
  8. Пражский град в Чехии, крепость представляет собой комплекс зданий, построенных в разное время, среди которых сохранилось несколько построек XV века в готическом стиле с местными национальными особенностями (Владиславский зал в Старом дворце).


Владиславский зал в старом дворце Пражского града

сохранить Автор

В оборонительных целях, крупные горда возводили городские стены в готическом стиле. Такие стены сохранились в городе Каркассоне (Франция) и Йорке (Англия).

За 400 лет так и не сформировалось, чётких принципов оформления жилых и общественных зданий в новом стиле. Правильно будет сказать, что отдельные элементы церковной архитектуры смешивались с классическим романским декором. Этому способствовало и то, что задачи жилых зданий сильно отличались от церковных. Не было никакой необходимости переносить в них сложный каменный декор или создавать огромные пространства.

Общие признаки: 1) стрельчатые окна с орнаментом масворк; 2) колонны и сводчатые потолки; 3) крыши часто делались на деревянных опорах, в отличии от полностью каменных церквей; 4) сохранялось огромное количество признаков романской архитектуры.


  • Галерея в замке Консьержери в Париже
    Вестминстер Холл
    Главная крепостная стена Дворца Кёра, вид на главный вход сбоку
    Интерьер во Дворце Кёра, корридор
    Фасад готического замка Мариенбург со стороны реки
    Кампус колледжа в Оксфорде
    Читальный зал в библиотеке, Оксфорд
    Дворец Дожей в Венеции Уникальные шедевры мировой архитектуры

Древние готические замки – свидетели нашей истории. Они манят суровой красотой, погружая в атмосферу прошлых веков. Мощные сооружения, овеянные легендами и сохранившиеся почти в неизменном виде, обладают особенной аурой. Конечно, побродить по цитаделям, хранящим множество тайн, мечтают многие, однако не все могут себе это позволить. Совершим виртуальное путешествие, которое познакомит с уникальными шедеврами мирового зодчества.

Замок Шатонеф

Готический стиль, впервые появившийся во Франции, вырос из романского и получил название «французский». Именно здесь он обрел душу. В Бургундии, самом знаменитом винном районе, находится небольшой замок, не утративший свою аутентичность. Возведенный в 30-х годах XII века, он прекрасно сохранился до наших дней. Исторический памятник представляет собой каменную крепость, расположенную на высоком холме долины Бургундского канала.

Оборонительная цитадель, укрепленная мощными стенами и высокими башнями, после смены хозяев поменяла архитектурный стиль на модный готический. Замок Шатонеф неоднократно перестраивался и расширялся: появились жилые дома, небольшая часовенка с красивыми фресками.

Замок Шатонеф

В 1936 году здание передается в дар государства, и сейчас большинство помещений открыты для посещения туристов. Внутреннее убранство величественного сооружения восстановлено, и посетители могут представить себе средневековый быт.

Замок Кршивоклат

Гостеприимную Чехию неслучайно называют «страной замков». Загадочные крепости, появившиеся в Средневековье, сохранили строгость и простоту линий. Мощные строения с неприступными стенами защищали жителей от набегов врагов. Замки в готическом стиле, фото которых будоражат воображение, являются настоящими сокровищами, привлекающими внимание путешественников. Колыбель чешских правителей расположена в живописном местечке, в 50 км от Праги. В загородной усадьбе были подписаны важные документы, касавшиеся судьбы государства.

Замок Кршивоклат

В начале XV века замок Кршивоклат, разрушенный во время гуситских войн, утрачивает свое значение. Через столетие полностью восстановленную каменную крепость используют как тюрьму для особо важных преступников. Сейчас туристы с удовольствием посещают готический замок Средневековья, в котором есть на что посмотреть. В огромном рыцарском зале находится любопытная коллекция старинного оружия, а великолепная картинная галерея и библиотека королей Чехии вызывают интерес у туристов.

Замок Рейнштайн

В Германии все крепости, являвшиеся символами власти, строились для защиты территории. Немецкие готические замки заслуженно считаются самыми красивыми не только в стране, но и мире. Богатое историческое наследие государства отразилось в старинных сооружениях, дошедших до потомков почти в первозданном виде.

Замок Рейнштайн

Архитектурная достопримечательность, стоящая на отвесной скале, всегда являлась неприступной твердыней, однако на протяжении многих веков она не испытала ни одной осады. Известный замок Рейнштайн, расположенный в долине Рейна, имел важное стратегическое значение. Он приходит в упадок в середине XIV века, а в 1794 году его покупает персидский принц, который производит масштабную реконструкцию. Здесь проводятся рыцарские турниры, роскошные балы, а обожающий искусство хозяин не жалеет огромные суммы на украшение залов. В 70-х годах прошлого века, на волне интереса к Средневековью, замок подвергается реконструкции и превращается в национальное сокровище. Современные туристы смогут увидеть бесценную коллекцию исторических и художественных экспонатов. Кроме того, для посетителей, мечтающих погрузиться в атмосферу прошлых веков, проводятся увлекательные ночные экскурсии.

Мирский замок

В Гродненской области (Беларусь), в поселке Мир, находится один из важнейших туристических объектов, охраняемый ЮНЕСКО. Готический средневековый замок, заложенный князем Ильиничем, впервые упоминается в хрониках в 1395 году. Мощные высокие стены с бойницами и боевые галеры являлись свидетельством отличной обороноспособности целого комплекса сооружений, однако поселок и в самом деле представлял собой спокойный уголок, и на жителей цитадели никто не нападал.

Мирский замок (Беларусь)

Историки считают, что местная достопримечательность была построена ради престижа: князь мечтал о титуле графа, и чтобы его получить, претендент обязательно должен был владеть замком. Богатству и роскоши архитектурного ансамбля, вокруг которого был разбит чудесный сад, завидовали многие правители. Замок, переживший Северную войну и вторжение Наполеона, постепенно разрушался. Свое второе рождение он обрел в конце XIX века, когда сюда переехал князь Николай Святополк-Мирский.

Сейчас от былой роскоши готического замка, фото которого обязательно делают на память туристы, почти ничего не осталось. Однако гости не устают восхищаться изумительной красотой красных кирпичных стен и небольших белоснежных ниш с арочными проемами. Обновление продолжается и в настоящее время, и, как обещают власти, через несколько лет посетители увидят восстановленные парк и пруд.

Имение Муромцево

Как это ни удивительно, но в России также можно встретить средневековый замок в готическом стиле. Во Владимирской области, в Муромских лесах, прячется интересный архитектурный памятник. Известный лесопромышленник Владимир Храповицкий, посетивший Францию, остался под большим впечатлением после поездки в долину Луары. Местные жители с гордостью показывали свои владения, и предприниматель захотел построить замок, который бы не уступал им по красоте.

Имение Муромцево

Отставной полковник начал строительство в своем родовом поместье Муромцево, а помочь воплотить его мечту в жизнь согласился молодой, но очень талантливый зодчий Петр Бойцов, обожавший готический стиль. Через пять лет появился роскошный замок, окруженный красивым прудом и зеленым парком. Современники предпринимателя называли архитектурное чудо, снабженное всеми техническими новинками, «Версалем по-русски».

Оцените статью
Marry Cherry
Красивейшие готические замки Европы: характерные черты и примеры
Стиль рустик в одежде: деревенская нежность