5a09bb7710318d0a

Отличие романского стиля от готического, сравнение стилей

Особенности романского стиля

Романский стиль охватывает период с X по XII века. Термин происходит от слова «рома» то есть римский. Предпосылкой появления романского стиля архитектуры стала разобщенность феодализма на территории Западной Европы, когда феодалы старались присвоить себе чужие земли, и власть была децентрализована. Возникла необходимость в определенного рода постройках, которые могли бы выполнять оборонительную функцию при нападении соседних князей-феодалов. Романский стиль признан общеевропейским благодаря массивности и основательности при строительстве архитектурных построек.

Монументальность романского стиля

При сооружении замка в романском стиле руководствовались прежде всего соображениями прочности и мощности построек при набегах и нападениях, внешняя неприглядность при этом роли особой не играла.

Чем отличается готический стиль от романского

Замок в романском стиле создавался как подобие крепости, оттого и преобладание в архитектуре масштабности и основательности. Лаконичность, незамысловатость форм, массивные размеры, преобладание горизонтальных линий над вертикальными все это является составными частями романского стиля в архитектуре.

Романскому стилю также присвоено другое название «стиль полукруглой арки», так как для построек данного стиля характерны арочные своды потолков, опирающихся на ровные ряды прочных столбов. Толстая стена с небольшими оконцами без какого-либо декора в сооружениях раннего романского стиля внушала мысли о неприступности . Но с развитием романского стиля на стенах стали появляться мозаика, скульптура, каменный декор. Над горизонтальными постройками романских замков возвышалась круглая башня с конусообразной вершиной. Входом в такого рода сооружениях, как например в храмах, зачастую служил портал.

В чем отличие готического стиля от романского

Неприступные крепости в романском стиле

Наиболее яркое выражение романский стиль получил в соборах и монастырях, в сооружениях светского характера данный стиль практически не встречается.
В центральной части крепости романской эпохи располагался донжон или дом-башня феодала. На первом этаже донжона находились хозяйственные помещения, на втором-парадные помещения, на третьем-спальни хозяев. Четвертый этаж обычно занимала прислуга и охрана замка.

Замки старались сооружать в малодоступном месте,допустим, на склоне горы. Для защиты и безопасности крепость была ограждена высокой каменной стеной и рвом. Для коммуникации с внешним миром жителями использовался подъемный мост.

Здание в романском стиле

Наследие романского стиля в архитектуре Европы

В современное время мы можем созерцать романский стиль в облике соборов и храмов. В эпоху Возрождения дворцы и замки утратили свой первозданный вид. Часть из них реконструировали, возвращали им прежний вид замка, ряд из них существует и по сей день, но все таки многие архитектурные сооружения со временем утрачены. Наиболее известными архитектурными сооружениями романского стиля являются церковь Сен-Сернен, Храм аббатства Клюни III, Нотр-Дам в Пуатье, Пизанская башня, Лондонский Тауэр.

Франция

В архитектуре Франции романский стиль стал проявляться ближе к концу X века. Наиболее популярным типом зданий в этом стиле стали трехнефные базилики — храмы вытянутой, прямоугольной формы с тремя продольными проходами-нефами, которые в изображении на плане часто напоминали крест. Распространенным стал и тип паломнического собора с обходной галереей и радиальными капеллами – например, церковь Сен-Сернен в городе Тулуза на юге Франции.

Церковь Сен-Сернен в Тулузе

Бургундская архитектурная школа за основу романского стиля принимала принцип монументальности, а школа Пуату – скульптурное декорирование. Храм аббатства Клюни III и Нотр-Дам в Пуатье и являются, соответственно, главными представителями этих школ среди французских памятников архитектуры.

Германия

Ранний романский стиль в архитектуре Германии характеризуется саксонской школой. Характерный для нее тип церкви – собор с парой симметричных хор с западной и восточной стороны. Примером может служить церковь Санкт-Михаэль в Хильдесхайме.

Императорский дворец в Госларе

Поздний романский стиль характеризуется возведением императорских дворцов – например, императорский дворец в Госларе. Распространяется и аналогичный донжонам во Франции дом-башня – бергфрид.

Италия

Регионами в Италии, где больше всего прижился романский архитектурный стиль, стали Ломбардия и Тоскана – они стали основными центрами этой архитектуры. Церковь Сан-Микеле в Павии, кампанила в Парме, кафедральный собор в Модене до сих пор считаются одним из самых интересных архитектурных ансамблей итальянского Средневековья.

Кафедральный собор в Модене

Романскую архитектуру этого периода в Италии можно назвать проторенессансной – от французской и немецкой романики ее отличало использование античных элементов и цветного мрамора.

Соборный комплекс в Пизе

В романском стиле выполнен соборный ансамбль в Пизе, в частности, всем известная достопримечательность Италии – Пизанская башня.

Англия

Даже несмотря на то, что в XI веке Англия была завоевана нормандцами, которые навязывали на острове французский язык и культуру, а соответственно, и французские архитектурные принципы, романский стиль в средневековой архитектуре Англии проявился несколько иначе, чем во Франции.

Лондонский Тауэр

Английская соборная архитектура имела более вытянутые, протяженные формы, поэтому и башни были больше и выше. В тот период и был воздвигнут знаменитый замок – Лондонский Тауэр.

Особенности готического стиля

На смену романскому в средневековую архитектуру пришел готический стиль и со временем вытеснил его. «Устрашающе величественный», такое определение наиболее точно характеризует готический стиль архитектурных сооружений. Однако готический стиль пронизывает к тому же и другие разновидности изобразительного искусства, такие как скульптура, живопись, витражи и другие.

Готический стиль просуществовал с XII по XIV век. В отличие от романского стиля готический имеет более светский характер, тогда как романский стиль скорее религиозной направленности. Готический стиль нашел отражение в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей и основан на бургундской архитектуре.

Готический стиль

Эстетическая направленность в готическом стиле

В сравнении с романским стилем с его толстыми стенами, небольшими окнами и круглыми арками готический значительно выигрывает. Ведь недаром готический стиль придает величие с его заостренными арками, узкими, высокими башнями и богато украшенным декором каменных кружев, многоцветьем витражей в окнах. Особенности стиля ставят акцент на вертикаль, все архитектурные сооружения устремлены вверх. В готическом стиле в отличие от романского важна эстетичность, церкви и соборы приобрели грациозный облик.

Сходства

— Главное сходство двух стилей — их назначение. Оба служили религиозным целям. В эти архитектурные строения монахи и простые люди отправлялись на молитвы.
— Кроме того, здания обоих стилей были построены с использованием каменных материалов.
— Некоторые элементы едины в обоих стилях: хранилища, апсида, ниши, часовни.
— Строения обоих стилей имеют арочные проемы — романский с кривой в одну точку (традиционная арка), готический с кривой в две точки (остроконечная арка).

Различия

— Романский тип здания использовался помимо молитв и для обороны, а готический собор не имел защитную функцию (использовался в эстетических целях из-за его декоративных и тонких художественных оформлений).
— Одно из главных различий между двумя стилями заключается в использовании опоры, которая была использована в готических зданиях.
— Здания романского периода были прочными и тяжелыми и имели толстые стены, в то время, как готические строения имеют стены более тонкие и легкие.
— В романских зданиях были небольшие окна, и поэтому пространство внутри было слабо освещено. В готических зданиях были большие окна с витражами, которые пропускали больше света в пространства.
— Еще одно отличие, которое можно увидеть, состоит в том, что готические сооружения были очень высокими и обращены к небу. У романских зданий были тупые и низкие башни.
В отличие от романских зданий, готические здания имели богато украшенные круглые окна, названные «розовыми окнами».

Романский и готический стиль в средневековой архитектуре

1. Темные крепости против разноцветных соборов

В романский период мы находим массивные и прочные здания., напоминающие средневековые замки. Стены толстые, без проемов, поэтому интерьер довольно темный.

Это одно из основных различий между обоими стилями: во время готики ощущается смена менталитета, поощряются интерьеры открытой планировки и игры света, достигнутая через огромные витражи и высокие и тонкие стены.

Это изменение было отчасти следствием улучшений, внесенных готическими архитекторами, которые успешно сдержали давление потолка, используя оригинальные методы. Это облегчило удлинение стен и появление больших окон.

Поэтому, если мы находимся внутри церкви или собора, и он полон витражей, мы сразу можем соотнести это с готикой. Во время романского периода техника сдерживания стен не была развита настолько, чтобы допускать такие отверстия в стенах. Если бы он так поступил, церковь развалилась бы.

Романский и готический стиль в средневековой архитектуре

2. Новые техники готики.

Как это сделали готические архитекторы? Через изобретение уникального и оригинального элемента: контрфорса. Визуально мы узнаем его сразу: это тот, который придает готическому строению вид огромного ползающего паука.

Летающие контрфорсы — это внешние арки, которые начинаются от стен здания и снимают давление с них наружу. Чтобы противодействовать этому давлению, контрфорсы расположены напротив этих летающих контрфорсов, в том числе снаружи, так что все давление идеально сбалансировано.

Таким образом, видеть эти огромные «паучьи лапки» в церкви или соборе — значит находиться перед готическим памятником.

3. У них разные типы хранилищ.

Это гораздо более техническая особенность, но она также позволяет безошибочно отличить романский стиль от готики. Мы увидим их примеры с изображениями из Wikimedia Commons.

В раннем романском стиле наиболее распространенным типом крыши был сводчатый свод., самая простая из всех альтернатив. Это просто полукруглая арка (то есть полукруглая), расширенная в пространстве. Этот тип хранилища очень типичен для французской области.

В полном романском стиле норманны изобрели другой тип сводов, так называемый паховый свод., который представляет собой не что иное, как пересечение двух цилиндрических сводов. Этот тип сводов позволяет удерживать большую силу веса крыши.

Наконец, мы находим ребристый свод в конце романского стиля. Это характерный свод поздней готики., тот, который мы наблюдаем во всех готических соборах. Этот тип свода выдерживает все давление потолка на ребра, которые затем передают его на землю. Таким образом, остальная часть потолка является лишь «наполнителем», поскольку уже не выполняет опорную функцию, которую выполнял романский стиль.

4. От жесткости к естественности

Романская скульптура и живопись не стремились точно копировать природу.. Это одна из идей, которую мы должны прояснить, если мы хотим быстро отличить один стиль от другого.

В первые века средневековья искусство было просто средством выражения идей. Конечно, красота была принята во внимание (посмотрите на чудесные миниатюры в кодексах), но в первую очередь, Романский стиль намного выразительнее декоративного стиля. Его изображения, будь то резьба по дереву или фрески, передают сообщение; каждый элемент размещается в установленном порядке, схеме, концептуальной логике.

С приходом готики все изменилось. Или, скорее, можно сказать, что это изменение лучше всего выразило готический стиль: мало-помалу художники начинают интересоваться копированием реальности, мира, который их окружает.. Это торжество гуманизма и натурализма

Сравнительная таблица по стилям: Романовский и Готический

Романский стиль Готический стиль
Возникновение Название это появилось только около 1820 г., однако оно достаточно точно определяет, что до середины XIII в. сильно ощущались элементы римско — античной архитектуры. В XI и XII вв. в результате развития способов обработки земли в Средней Европе возросли урожаи. В связи с этим часть сельского населения стала специализироваться на ремесленном производстве и в торговле, освободившись от влияния феодалов и создав самостоятельные коммуны. Так внутри феодального общества возник новый класс — городская буржуазия, чья власть основывалась на движимом имуществе, прежде всего на деньгах. Этот класс стал двигателем экономического и культурного прогресса.
Строительные особенности В романской архитектуре используются различные строительные материалы. В ранний период не только жилые дома, но монастыри и церкви строят из дерева, но основным строительным материалом в средние века становится все же камень. Сначала он употреблялся лишь при строительстве храмов и крепостей, а позднее и для построек светского характера. В Италии было много мрамора который особенно часто использовался для облицовки стен. Разноцветный мрамор светлых и темных тонов, применяемый в различных эффектных комбинациях, становится характерной чертой итальянской романской архитектуры.

Там, где недоставало камня, использовался кирпич, который был несколько толще и короче употребляемого сегодня. Кирпич того времени был обычно очень твердый, сильно обожженный. Кирпичные постройки романского периода сохранились прежде всего в Италии, Франции, Германии и Англии.

В стиле готика использовались различные строительные материалы. Жилые и хозяйственные постройки обычно возводились из дерева. Из этого же материала строились и многие значительные здания светского и церковного характера.

В областях с недостатком камня развивалось строительство из кирпича (Ломбардия, северная Германия, Польша). Здесь производился фасонный кирпич для кладки профилированных пилонов, окон и роз (круглых окон). Но основным, наиболее характерным для готики материалом, стал камень — отесанный и бутовый. Кладка из бутового камня, как правило, особенно в интерьерах, оштукатуривалась. Камень в готической архитектуре применялся как для создания конструкции, так и для декоративного убранства. Одновременно с возведением здания выполнялись работы по отделке его сложным и богатым декором.

Средневековые каменотесы со своим необычайным воображением и статическим чутьем смело конструируют большие по площади и высоте здания, которые в процессе развития готики становятся максимально облегченными, превращаясь по существу в каркасные сооружения. При этом используются относительно небольшие обработанные камни. Эта каркасная система и ее чрезвычайно важная составная часть — ребристый свод составляют существо готического строительного искусства.

Ребристые своды, возведенные здешними мастерами из мелкозернистого известняка, были легкими и прочными. Ребра делались из клинообразных камней. На пересечении ребер в верхней точке размещался четырехсторонний «замок». При использовании легких материалов, например мела и известняка, в кладке свода толщина свода и при больших пролетах была относительно невелика — 30 — 40 см.

Готический свод намного совершеннее, чем массивный и тяжелый романский. В системе свода происходит четкое разделение усилий на ребра и полотно — распалубку. В развитии крестового свода наиболее старым элементом является распалубка. Ребро на пересечении поверхностей сводов появилось позднее, что в результате полностью изменило сущность сводчатого перекрытия.

Характерные черты Важной задачей романского строительного искусства стало преобразование базилики с плоским деревянным перекрытием в сводчатую. Основой для новых типов сводов стал старый римский прямой крестовый свод над квадратным в плане помещением, получаемый пересечением двух полуцилиндров. Нагрузки, возникающие от этого свода, распределяются по диагональным ребрам, а с них передаются на четыре опоры по углам перекрываемого пространства. Первоначально ребра, возникающие на пересечении полуцилиндров, играли роль арок — подкружал, что давало возможность облегчить всю конструкцию. Если увеличить высоту свода настолько, чтобы диагональная кривая пересечения из эллиптической превратилась в полукруглую, можно получить так называемый повышенный крестовый свод. Своды чаще всего имели полнотелую кладку, что, как мы говорили, требовало возведения массивных пилонов. Поэтому большим шагом вперед стал романский составной пилон: к основному пилону добавлялись полуколонны, на которые опирались гуртовые арки, и в результате уменьшался распор свода. Значительным конструктивным достижением стало распределение нагрузки от свода на несколько определенных точек за счет жесткого соединения поперечных гуртовых арок, ребер и пилонов. Ребро и гуртовая арка становятся каркасом свода, а пилон — каркасом стены. В более позднее время сначала выкладывались торцевые (щековые) арки и ребра. Эта конструкция получила название ребристого крестового свода. В период расцвета романского стиля этот свод делался повышенным, а его диагональная арка приобретала остроконечную форму. Для перекрытия боковых нефов вместо крестового свода иногда применялись полуцилиндрические своды, очень часто используемые в гражданском строительстве. Романские конструкции — это прежде всего повышенный ребристый свод, остроконечная арка и погашение косых боковых распоров от сводов системой опор. Они создают основу для последующего готического стиля в архитектуре. Характерными чертами стиля готика являются вертикальность композиции, стрельчатая ярка, сложная каркасная система опор и ребристый свод. Преимущество использования ребер заключается в том, что свод может быть больше, вследствие чего уменьшаются возникающие от него нагрузки. Погашение этих нагрузок системой контрфорсов позволило сделать более тонкими и стены. Стремление максимально уменьшить массивность сооружения привело к тому, что в результате введения каркаса стена перестала быть несущим элементом и стала всего лишь заполнением между несущими пилонами. В результате своей вариабельности стрельчатый свод по многим позициям конструктивно превосходил полуциркульный свод. Массивная каменная кладка свода в раннем средневековье сменилась ажурными каменными конструкциями, чьи подчеркнуто вертикальные опоры и колонны переносят собранные в пучок статические нагрузки на фундаменты. С развитием стиля готика готическое пространство значительно изменяется. Если разнообразная в своих проявлениях романская архитектура отдельных областей Европы развивалась различными путями, новые возможности готического стиля определяются одной школой, откуда новые творческие идеи с помощью монашеских орденов цистерцианцев и доминиканцев и работающих на них строительных артелей распространяются во все доступные области.   Уже в поздний романский период, в первой половине XII в., элементы нового готического стиля возникают в области Иль де Франс. Из этой северофранцузской области, где романская школа отставала в развитии и где непосредственно не сказывалось влияние античных традиций, исходит новый мощный импульс, открывающий путь богатому готическому искусству. Из Франции готика распространяется на соседние страны; еще в XII в. она появляется в Англии, а в следующем столетии в Германии, Италии и Испании. До начала XIV в. преобладала форма базилики. Со временем, особенно в городах, наиболее распространенной стала зальная форма, равновеликие нефы которой сливались внутри в единое пространство. Наряду с церковными мистериями в огромных культовых помещениях проводились и народные празднества, городские собрания, театральные представления, в них велась торговля.
Преобладающие модные цвета Коричневый, красный, зеленый, белый Желтый, красный, синий
Линии Бочарные, полуциркульные, прямые, горизонтальные и вертикальные Стрельчатые, образующие свод из двух пересекающихся дуг, ребристо повторяющиеся линии
Форма прямоугольная, цилиндрическая Прямоугольные в плане здания; стрельчатые арки, переходящие в столбы
Характерные черты интерьера полуциркульный фриз, повторяющийся геометрический или растительный рисунок; залы с открытыми потолочными балками и опорами по центру Веерный свод с опорами либо кессонный потолок и деревянные панели стен; лиственный сложный орнамент; залы высокие, узкие и длинные, либо широкие с опорами по центру
Конструкции каменные, массивные, толстостенные; деревянные оштукатуренные с видимым скелетом Каркасные, ажурные, каменные; вытянутые вверх, стрельчатые арки; подчеркнутый скелет конструкций
Окна прямоугольные, маленькие, в каменных домах — арочные Вытянутые вверх часто с многоцветными витражами; по верху здания иногда круглые декоративные окна
Двери дощатые, прямоугольные с массивными петлями, замком и засовом Стрельчатые ребристые арки дверных проемов; двери дубовые филенчатые

Характерные черты

Романский портик в церкви Сантьяго

Романская архитектура характеризовалась весьма энергичным и ярким стилем, причем это сказалось и на скульптуре: к примеру, капитали колонн нередко украшали потрясающие сцены с множеством фигур. В начале романики в Германии также возникли такие нововведения, как большие деревянные кресты, а также статуи Мадонны на троне. Кроме того, скульптурной доминантой того периода стал горельеф, что уже немало характеризует данный стиль.

Цвета как в живописи, так и в архитектуре были не слишком выражены, яркими остались только многоцветные витражи – именно в этот период они использовались наиболее широко, но, увы, почти не сохранились до наших дней. Тимпаны, которые использовались в главных порталах церквей и храмов, заключали в себе сложные композиции, основанные на рисунках великих художников тех времен: чаще всего использовали сюжеты Страшного суда или Спаса в величии, однако их трактовка была более свободной.

Композиции в порталах были неглубокими: в пространство портала нужно было поместить заглавные рисунки, а также капители колонн и церковные тимпаны. Такие жесткие рамки, из которых нередко вываливается композиция, стали характерной чертой романского искусства: фигуры часто менялись в размере в соответствии с их важностью, а пейзажи напоминали скорее абстрактные украшения. Портретов в те времена и вовсе еще не существовало.

Источники и стиль

На протяжении 11-12 веков церковь наиболее сильно влияла на жизнь общества. Она стала также главным заказчиком произведений искусства, используя эмоциональное влияние искусства на умы простых людей и тем самым способствуя прогрессу развития романского искусства. Церковь провозглашала идею греховности человеческого мира, который был полон зла и соблазнов, возвышая над ним мир духовный, находящийся под влиянием добрых и светлых сил.

Именно на этой основе в романике возник эстетический и этический идеал, противопоставленный античному искусству. Его главной особенностью было превосходство духовного над телесным. Это проявилось в живописи, романской архитектуре и скульптуре: изображения Страшного суда и Конца света пугали простых людей, заставляя трепетать перед силой Божьей. Несмотря на то что данное направление отрицало все предыдущие достижения в сфере искусства, церковная романская архитектура стояла на основах каролингского периода и развивалось под значительным влиянием местных условий – византийского, арабского или античных искусств.

Скульптура

Поздняя романская скульптура

К началу 12 века широкое распространение получило искусство монументальной скульптуры, в частности, рельефа. За византийскими образами следом пришли религиозные композиции, олицетворяющие сюжеты из евангелия. Скульптура была повсеместно использована в качестве украшений соборов и церквей: рельефы человеческих фигур и монументально-декоративные композиции встречались повсюду.

В основном романская скульптура применялась для воспроизведения целостной картины экстерьера соборов. Местоположение рельефов не имело особого значения: они могли размещаться как на западных фасадах, так и на капителях, архивольтах или близ порталов. Угловые скульптуры были значительно мельче, чем скульптуры в центре тимпана, во фризах они были более приземистыми, а на мощных несущих колонных – более удлиненными.

Романское искусство скульптуры было достаточно самобытным и узконаправленным. Перед ним стояла задача передать единый образ Вселенной и взгляд на нее европейского народа: искусство не стремилось к повести о сюжетах реального мира, скорее стремясь к чему-то более высокому.

Особенности романской скульптуры заключались в следующем:

  • Неотрывная связь с архитектурой: вне храма скульптуры нет.
  • Чаще это не именно скульптура, а рельефы и капители колонн.
  • В основном библейские сюжеты.
  • Столкновение противоположностей: Небо и Земля, Ад и Рай и т. д.
  • Многофигурность, динамика.

Изделия из металла, эмали и слоновой кости

Драгоценности в скульптурных изделиях того периода имели весьма солидный статус: такие предметы искусства ценились даже сильнее, нежели картины. Даже имена ювелиров были более широко известны, нежели имена живописцев или архитекторов. К тому же изделия из металла сохранились намного лучше, нежели другие предметы искусства и быта. Так, до наших времен дошли такие светские детали, как шкатулки, ювелирные украшения и зеркальца. Множество ценнейших реликвий сохранилось с того времени – в основном все они были изготовлены из латуни или бронзы.

Металлические изделия нередко украшались эмалью или элементами из дорогой слоновой кости. Предметы роскоши были искусно созданы мастерами: нередко украшения были детализированы сложной резьбой или сложным способом литья. Рисунки включают в себя большое количество фигур известных пророков и других знатных лиц. Древние мастера отличались особой кропотливостью и изобретательностью.

Скульптура в украшении зданий

Деревянное распятие по заказу Геро

После падения Римской империи искусство резьбы по камню и направление бронзовой скульптуры практически изжили себя – по сути, они продолжали существовать лишь в Византии. Однако некоторые сохранившиеся скульптуры в натуральную величину были созданы из гипса или стукко, но, увы, до наших дней дошли лишь редкие экземпляры. Из наиболее известных из сохранившихся примеров скульптурной работы построманской Европы – деревянное распятие. Оно было создано по заказу архиепископа Геро около 960-965 гг. Данный крест стал своеобразным прообразом многих других произведений подобного рода.

Позднее такие скульптурные композиции стали помещаться под аркой алтаря на балках – в Англии их стали называть алтарными распятиями. После 12 века такие кресты стали появляться в компании фигур Иоанна Богослова и Девы Марии.

Романская скульптура и готика

Нередко романику противопоставляют готическому стилю. Романская скульптура обладает более сдержанными признаками, контуры ее плавны и мягки, в отличие от более дерзкой и свободной готической: фигуры с опорой на одну ногу, улыбающиеся лица, ниспадающая одежда. Романская и готическая скульптура резко отличается друг от друга, хотя по своей сути они закономерно исторически дополняют друг друга.

Историки искусства считают, что романика является закономерным продолжением раннехристианской архитектуры, в то время как готика стала пиком общеевропейского средневекового зодчества, которое было основано именно на романских, греческих, византийских, персидских и славянских архитектурных стилях.

Частое сравнение романики и готики указывает на сложную связь этих двух направлений, которая заметна даже при поверхностном изучении стилевых принципов. Это вполне объяснимо, ведь готический стиль стал отталкиваться именно от романского периода, одновременно развивая и отвергая его идеи.

Романская скульптура во Франции

Ла Мадлен в Везале

В этой стране в 11 веке впервые проявились признаки возрождения монументальной скульптуры. Хотя техническое оснащение мастеров того времени было небогатым, первые скульптурные изображения стали появляться на притолоках порталов и на капителях колонн уже в начале столетия.

Хотя рельефы того времени были лишены стилистического единства, в каждом из произведений ясно прослеживалось влияние того или иного источника: к примеру, рельефы, декорирующие алтарь, подражали раннехристианскому саркофагу, а изображения апостолов напоминают античную надгробную стелу.

Центром сосредоточия скульптурного декора во Франции стал портал: он был расположен на границе двух миров – мирского и духовного – и должен был связать эти два метафизических пространства. Характерными для украшения подобного рода элементов стали изображения апокалипсических тем – именно Страшный суд восстанавливал единство мира, объединяя прошлое, настоящее и будущее.

Особенности романской скульптуры во Франции стали особенно заметны уже к концу 11 века. Можно было четко проследить влияние архитектурных школ в разных районах страны. К примеру, бургундская школа, которая стала чем-то вроде объединенного центра этого вида искусства – отличалась особой мягкостью черт, изяществом движений, одухотворенностью лиц и плавностью динамики в скульптурах. Скульптура сосредотачивала свое внимание на человеке.

 

Глава 3. Сравнительный анализ соборов романского и

готического стилей, таблица

Романский стиль Готический стиль
Преобладающие цвета Коричневый, зелёный, белый Жёлтый, красный, синий
Линии Полуциркульные, прямые, горизонтальные и вертикальные Стрельчатые, образующие свод из двух пересекающихся дуг, ребристо повторяющиеся линии
Форма Прямоугольная, цилиндрическая Стрельчатые арки, переходящие в столбы
Характерные элементы интерьера геометрический или растительный рисунок; залы с открытыми потолочными балками и опорами по центру Залы высокие, узкие и длинные, либо широкие с опорами по центру
Конструкции каменные, массивные, толстостенные; деревянные оштукатуренные с видимым скелетом стены каркасные, ажурные, каменные; вытянутые вверх, стрельчатые арки; подчеркнутый скелет конструкций

Таким образом, сравнивая соборы романского и готического стилей, можно сделать следующие выводы:

  • В романском и готическом стилях преобладали совершенно разные цвета: если в романском присутствовали коричневый, зеленый и белый, то в готическом основными цветами были желтый, красный и синий.

  • Для романского стиля были свойственны полуциркульные, прямые, горизонтальные и вертикальные линии. В противовес этому в готическом стиле линии были стрельчатые, образующие свод из двух пересекающихся дуг, ребристо повторяющиеся.

  • Если для романского стиля были характерны прямоугольная и цилиндрическая формы, то для готического — стрельчатые арки, переходящие в столбы.

  • Характерными элементами интерьера романского стиля были геометрический или растительный рисунок, залы с открытыми потолочными балками и опорами по центру. Напротив, в готическом стиле залы были либо высокие, узкие и длинные, либо широкие с опорами по центру.

  • Если в романском стиле конструкции были каменные, массивные, толстостенные, а также деревянные, оштукатуренные, с видимым скелетом стены, то в романском — каркасные, ажурные, каменные, вытянутые вверх, стрельчатые арки, подчеркнутый скелет конструкций.

Итак, мы видим почти полное отличие романского и готического стилей. Единственным сходством было наличие подчеркнутого скелета конструкций.

Заключение

Для сравнительного анализа соборов готического и романского стилей были выделены следующие критерии: цвета, линии, форма, элементы интерьера и конструкции.

В ходе исследования были определены следующие характерные особенности соборов романского стиля:

  • Преобладающие и модные цвета: коричневый, красный, зеленый, белый;
  • Линии: бочарные, полуциркульные, прямые, горизонтальные и вертикальные;

  • Форма: прямоугольная, цилиндрическая;

  • Характерные элементы интерьера: полуциркульный фриз, повторяющийся геометрический или растительный рисунок; залы с открытыми потолочными балками и опорами по центру;

  • Конструкции: каменные, массивные, толстостенные; деревянные оштукатуренные с видимым скелетом;

  • Окна: прямоугольные, маленькие, в каменных домах — арочные;

  • Двери: дощатые, прямоугольные, массивные.

Особенностями соборов готического стиля стали следующие характеристики:

  • Преобладающие и модные цвета: желтый, красный, синий;

  • Линии стиля готика: стрельчатые, образующие свод из двух пересекающихся дуг, ребристо повторяющиеся линии;

  • Форма: прямоугольные в плане здания; стрельчатые арки, переходящие в столбы;

  • Характерные элементы интерьера: Веерный свод с опорами либо кессонный потолок и деревянные панели стен; лиственный сложный орнамент; залы высокие, узкие и длинные, либо широкие с опорами по центру;

  • Конструкции стиля готика: каркасные, ажурные, каменные; вытянутые вверх, стрельчатые арки; подчеркнутый скелет конструкций;

  • Окна: вытянутые вверх часто с многоцветными витражами; по верху здания иногда круглые декоративные окна;

  • Двери: стрельчатые ребристые арки дверных проемов; двери дубовые филенчатые.

Таким образом, сравнивая соборы романского и готического стилей, можно сделать следующие выводы:

  • В романском и готическом стилях преобладали совершенно разные цвета: если в романском присутствовали коричневый, зеленый и белый, то в готическом основными цветами были желтый, красный и синий.

  • Для романского стиля были свойственны полуциркульные, прямые, горизонтальные и вертикальные линии. В противовес этому в готическом стиле линии были стрельчатые, образующие свод из двух пересекающихся дуг, ребристо повторяющиеся.

  • Если для романского стиля были характерны прямоугольная и цилиндрическая формы, то для готического — стрельчатые арки, переходящие в столбы.

  • Характерными элементами интерьера романского стиля были геометрический или растительный рисунок, залы с открытыми потолочными балками и опорами по центру. Напротив, в готическом стиле залы были либо высокие, узкие и длинные, либо широкие с опорами по центру.

  • Если в романском стиле конструкции были каменные, массивные, толстостенные, а также деревянные, оштукатуренные, с видимым скелетом стены, то в романском — каркасные, ажурные, каменные, вытянутые вверх, стрельчатые арки, подчеркнутый скелет конструкций.

Оцените статью
Marry Cherry
Отличие романского стиля от готического, сравнение стилей
Зеленые кроссовки: с чем носить, какие бренды выпускают