5a09bb7710318d0a

Готический стиль в живописи: история, художники, картины

Происхождение готической живописи

Готическая живопись пришла на смену романскому стилю, который преобладал в XI и XII веках в Западной Европе.

Это был первый явно христианский вид искусства, и он выделялся тем, что уделял больше внимания повествованию, чем иллюстративному, оставляя детали произведения на заднем плане и сосредотачиваясь на его значении.

Готика, в свою очередь, продолжила христианскую тему, но добавила сложности работам, подчеркнув декоративность над символикой. По этой причине его фигуры, как правило, более выразительны и реалистичны и имеют более очеловеченные черты.

Романское искусство было отражением того времени, когда сельская жизнь еще преобладала, а общества состояли из воинов и крестьян. Это придало ему более упрощенный и идеализированный характер.

С другой стороны, готический стиль совпал с возникновением крупных городов, развитием буржуазии и основанием первых университетов.

Это было время, отмеченное конфликтами, народными восстаниями, войнами и экономическими, религиозными и культурными изменениями, которые повлияли на искусство и сделали его более сложным.

Готическая живопись зародилась на севере Франции, а оттуда распространилась по Европе. Позже его сменил период Возрождения, что означало возвращение к ценностям греко-римской культуры, с большей гуманизацией и свободным созерцанием природы.

Характеристики готической живописи

Готическая живопись характеризовалась преобладанием религиозных тем, в основном вдохновленных жизнью Иисуса и Девы Марии и, в меньшей степени, ангелов, святых и апостолов.

Однако эти персонажи были изображены с более человеческой, чем божественной точки зрения, показывая чувства и эмоции, в отличие от жесткости романского стиля.

С другой стороны, его работы более реалистичны, выразительны и информативны, чем работы предыдущего периода, и отличаются важностью использования света и ярких цветов.

Кроме того, постепенное уменьшение стен заставило его развиться в больших окнах, в миниатюрах кодексов и в деревянных столах.

Что касается техники, вначале наиболее часто использовалась темпера или темперная краска, в которой пигмент растворен в воде и загущен яйцом, животным жиром, казеином, каучуком или раствором глицерина.

Позже использовалась масляная краска, в которой пигменты смешиваются со связующим на основе масел растительного происхождения.

История создания

Готика появилась сразу же после окончания романского стиля, и впервые была замечена в Англии. Так как не все страны сразу же перешли на новые изобразительные формы, само развитие готики происходило следующим образом. Как только жанр умирал в одном государстве, сразу же появлялись новые представители этого жанра, но уже в другой стране. Так что, если документально следить за развитием готики, нужно сразу же охватывать огромный пласт произведений. Как архитектурных, так и художественных.

Также, готика не должна быть воспринята как всего лишь еще один стиль, которому нет места в наше время. Из-за того, что именно средневековье во многом создало существующие и по сей день рамки всего изобразительного искусства, люди до сих пор пользуются ими, постоянно потребляя в том или ином виде.

Готический стиль»

Картина в готическом стиле

Средний период

Средний период готики начинается с ее приходом в Германию. Именно тогда известные художники решили создать каноничные портреты святых, а заодно попытаться выйти за рамки созданных форм и объемов. И новый расцвет готики произошел именно во время ее прихода в Германию. По всем фронтам. Появились новые элементы архитектуры, которые нравились людям, и их хотели использовать по всему миру. Готика как дизайн интерьера тоже потерпела перемены, и теперь королевские семьи в Германии на равных также пользовались идеями своих поданных. Все сферы жизни так или иначе, получил новое воплощение. И уже было сложно представить, кто именно виноват в этом, а кто нет.

Настоящее время

В настоящем времени Готика уже точно не используется, ни как стиль архитектуры, ни как жанр живописи. Ей на смену пришли новые направления, которые нравились людям, и были комфортны для именно этого века. Но благодаря готическому направлению изобразительного искусства, плотно вошла идея смены формы, и игра как с линиями, так и с цветами. То этого все написанные картины были статичны, и не выражали никакой концепции.

Техники

Живопись, то есть изображение изображений на поверхности, в готический период практиковалась в четырех основных техниках: фреска, витраж, панно и миниатюра.

Настенная живопись

Мадонна с ангелами и Святым Франциском , Чимабуэ , около 1280 г., фреска , выполненная в нижней церкви Ассизи .

Настенная живопись или фрески продолжали использоваться в качестве основного средства для живописного повествования на церковных стенах в Южной Европе, особенно в Италии , как продолжение более ранних христианских и романских традиций . За пределами Италии они не получили широкого распространения. Италия, привязанная к базиликальной форме церквей, оставила на стенах дополнительные расширения для картин и мозаик , рассказывающих религиозные истории.

В Тоскане сиенская и флорентийская школы с Джотто как величайшим из художников Треченто продолжили традицию большой настенной живописи, поскольку готическая архитектура не прижилась в Италии , как во Франции. Эта тосканская картина Треченто, хотя и полностью готическая, уже предвосхищает эпоху Возрождения . Самыми известными именами были Чимабуэ и Джотто .

Витражи

По сравнению с тем, что происходит в Италии , в Северной Европе витражи были предпочтительным искусством до пятнадцатого века . Развитие готической архитектуры с постепенной заменой стены большими окнами с цветными витражами , позволяющими проникать во внутреннее пространство полихромного и нюансированного света , означало в великих готических соборах Франции фактическое исчезновение настенная живопись, получившая широкое развитие на стенах романских церквей .

Полупрозрачная стена была первым надлежащим пространством или областью, где искусство рисунка и цвета было развито в готике. В период позднего средневековья искусство витражей в соборах и церквях развивалось в Европе параллельно с готической архитектурой , которая характеризовалась высотой нефов и дерзостью конструкций с ребристыми сводами , которые опирались на стройные опоры . и контрфорсы для передачи веса и тяги на землюсводов, освобождая стены зданий от их противоборствующих функций , которые постепенно заменялись окнами и ажурным или каменным кружевом с цветными витражами .

Витражное окно

На первом этапе цвета яркие и насыщенные, лидирует формы , которые точно очерчены, чтобы их можно было увидеть через световое излучение окна, это приводит к тенденции разбивать окно на медальоны , ниши или другие типы отсеков. . Витраж раскрывает, как никакое другое искусство , нереальную и искусственную составляющую готического искусства .

В середине XIII века происходит глубокое изменение цветовой гаммы, так как бесцветные фоны связаны с прерывистыми тонами сцен и фигур . С мощным, но ограниченным диапазоном миниатюрные человеческие фигуры становятся более взволнованными и свободными. В церкви Сан-Урбано-де- Труа (около 1270 г.) ​​или в полукруглых витражах собора Бове найдены лучшие образцы этих нововведений.

В четырнадцатом веке , после открытия серебристо-желтого цвета, витражи становятся светлее, наполняя себя золотой драгоценностью , которой у них никогда не было. В Нормандии самые красивые витражи находятся в хоре Сен-Уан- де — Руан и в соборе Эвре . Искусство витражей завершается изысканным стилем, равным или превосходящим по качеству миниатюрные шедевры . В бассейне Луары , в Шампани или в Эльзасе панорама витражей Франции завершается , достигая кульминации впроходы Страсбургского собора .

В Англии выделяется Большое западное окно Йоркского собора . В Испании самые известные витражи находятся в соборе Леона .

Миниатюризм и книжная иллюстрация.

Иллюминированные рукописи представляли собой наиболее полную документацию готической живописи, фиксируя в своих миниатюрах существование ряда стилей в местах, где не сохранилось никаких других монументальных произведений. В живописи кодексов (или миниатюр), особенно во Франции , ищущих реальности и ажурности в фигурах, они были еще далеки от образцов рисунка и перспективы.

Миниатюры состояли из небольших композиций: картин или рисунков фигур , обрамленных в начальные буквы или в различные отсеки типа медальонов , арабесок и т. д. Их называли миниатюрными, потому что они были сделаны из сурика или оксида железа , смешанного с натуральными красителями.

В романский период и в первую готику темы носили сакральный характер , на их композицию влияли критерии, аналогичные тем, которые регулировали витражи соборов и церквей самого периода. В 14 веке были введены светские сюжеты, а искусство миниатюры перекочевало в ремесленные мастерские Парижа , Бургундии , Фландрии .

Иллюстрированные рукописи получили широкое международное распространение через дворы европейской знати .

Среди выдающихся миниатюристов были Жан Пюсель , Жакмар де Эсден и братья Лимбург . Пожалуй, самая известная готическая рукопись — «Очень богатые часы герцога Беррийского» .

Pucelle Jean, книжная миниатюра в готическом стиле

Картина на доске

Хотя было сказано, что готическая живопись имеет свое собственное место в больших витражах соборов и в полихромных миниатюрах книг , правда в том, что сама картина там, где она сохранилась, была в алтарях, расписных столах, которые образуют фасады или стороны алтарей и на стенах боковых часовен. Также можно провести различие между запрестольными образами, которые представляют собой раскрашенные или скульптурные панели, украшающие церковные алтари, и отдельными небольшими религиозными панелями, украшающими церкви и частные дома.

Maestá del Duomo di Siena , работа Дуччо ди Буонинсенья , одно из самых известных произведений итальянской живописи; темпера на дереве, 214 x 412 см Museo dell’Opera Metropolitana del Duomo , Сиена .

Панно , как правило, запрестольные образы , были навязаны по всей Европе. В пятнадцатом веке это была уже преобладающая изобразительная форма, вытеснившая даже витражи. От столов или одиночных фасадов , диптихов , триптихов , а затем сложных полиптихов , которые объединяли многочисленные части, до великих алтарей 14-го века , со многими столами, которые организованы со скамейкой или пределлой (нижняя часть тела) и вертикальными улицами, разделенными узкими аллеи; на центральной улице был представлен главный сюжет запрестольного образа.

Он был выполнен темперой , в которой в качестве связующего использовалось яйцо или клей, полученный из костей животных. Новинкой последней фазы готики является замена связующего на масло, что привело к масляной живописи . Масло на холсте стало популярным только в 15 -м и 16-м веках и было отправной точкой для искусства эпохи Возрождения .

Особенности готического стиля живописи

Среди характерных черт готической живописи выделяются:

  • глубокая религиозность сюжетов;
  • передача реального мира через метафоры;
  • линейное построение композиции;
  • яркие и сочные цвета;
  • обилие действий на одном полотне.

В период зарождения стиля в творениях живописцев не было единства сюжета — персонажи взаимодействуют между собой скорее декоративно, чем естественно. Орнамент лишь подчеркивал разделение композиции на отдельные сюжеты, что делало картины схожими с повествованием — художник побуждал зрителя рассматривать элементы последовательно, один за другим.

Фламандские мастера достигли невероятных высот в создании масштабных картин, объединяющих разрозненные сценки. Художники разворачивали действие на фоне замка, двора или природы, разделяя сюжеты элементами пейзажа или архитектуры. Благодаря этому картина воспринимается как единое целое. Такая форма получила название «непрерывное повествование». Один из самых известных примеров — произведение Ханса Мёмлинга (Hans Memling) «Семь радостей Богоматери», написанное в 1480 году для собора в Брюгге.

Готика в живописи. Ханс Мёмлинг «Семь радостей Богоматери», 1480 г, дерево, масло

На завершающем этапе развития стиля появилась так называемая интернациональная готика. Направление было характерно для придворной живописи первой половиной XV века, где главенствуют светские мотивы с высокой детализацией убранства и одежды. Появляются первые портреты, наделенные индивидуальностью, которая затем нашла яркое отражение в творчестве мастеров эпохи Ренессанса.

Готика в живописи. Пизанелло. «Портрет Джиневры д’Эсте», 1435-1440 гг.

На аукционе Very Important Lot на продажу выставлены антикварные произведения, копии картин признанных мастеров и творчество художников современности.

Художники периода готики

После проявления готического стиля в архитектуре он проникает в живопись. Готическое искусство характеризуется двухмерным, плоским пространством на картинах. Часто на них появляются сюжеты на бытовые темы. Композиции украшены листьями, цветами и изображениями животных. На всех картинах особое внимание уделяется деталям.

Среди представителей готической живописи наиболее известны:

  • Мастер Бертрам.
  • Жакмар де Эсден.
  • Мастер Сан-Мартино.
  • Донато Венециано.
  • Братья Лимбург.

Мастер Бертрам

Грабовский алтарь

Самый известный из этих художников — немецкий живописец Мастер Бертрам. Он не только писал картины, но и был мастером деревянной скульптуры, а также делал иллюстрации к книгам. В его распоряжении была мастерская, в которой работали его ученики и подмастерья. Мастер Бертрам жил и работал в Гамбурге. В мастерской выполнялись различные заказы, которые поступали из города и от частных лиц. Наиболее известное произведение – это «Грабовский алтарь», созданный в 1383 году для собора Святого Петра в Гамбурге.

Жакмар де Эсден

Брюссельский часослов

Представитель готического стиля в живописи родился в Артуа и был французом по происхождению. Работы Жакмара де Эсдена — книжные миниатюры. Заказчиком художника был родственник короля Франции Карла V – Жан Беррийский. Основное время мастер проводил в Бурже, где занимался заказами герцога. С 1384 по 1414 годы он получал регулярное жалование из казны. Наиболее известные работы художника — это миниатюры:

  • «Малого часослова».
  • «Брюссельского часослова».
  • «Большого часослова».

Основной работой мастера является «Большой часослов».

Мастер Сан-Мартино

Мастер, который был автором изображения «Мадонны с младенцем на троне» для церкви Сан-Мартино. Сейчас эта работа хранится в Италии, в музее Сан-Маттео, в городе Пизе. В центральной части картины находится Мадонна, а по краям расположены сюжеты из жизни святых Иоакима и Анны. Несмотря на то, что художник считается самым ярким представителем пизанской школы живописи готического периода, имя мастера утеряно.

Донато Венециано

О том, когда родился и умер художник, данных не осталось. Существует версия, что во второй половине XIV века в Венеции жили два художника с именем Донато. Один был прихожанином церкви Святого Луки, а второй — прихожанином церкви Святого Видаля. По другой версии, это был один и тот же человек, которой просто поменял приход. Остались документы о его совместной работе с другими живописцами. Одной из таких работ является картина «Коронование Марии», которая была создана в 1372 году совместно с Катарино ди Марко.

Коронование Марии

Братья Лимбург

Три брата, Поль, Эрман и Жеаннекен, родились в Нидерладах. Их отец был мастером деревянной скульптуры, а со стороны матери их родственником был живописец Жан Малуэль, который работал при дворе бургундских герцогов. Некоторое время братья обучались ювелирному мастерству, а в 1410 году приступили к работе, которая заключалась в создании картин для Библии. Заказ поступил от Филиппа Смелого, за который он назначил братьям содержание в течение четырех лет. Самой главной работой готической живописи братьев Лимбург является «Великолепный часослов герцога Беррийского». Работа осталась незаконченной, так как и заказчик — Жан Беррийский, и художники умерли в 1416 году.

Братья Лимбург

Оцените статью
Marry Cherry
Готический стиль в живописи: история, художники, картины
Преимущества домов из дерева